Концептуальная история искусств
Искусствовед, куратор
Данный курс выступает в конфронтации с традицией последовательного линейного изложения истории искусства – и рассматривает искусство как одну из социальных практик, включающую процесс сложносочиненных и не всегда очевидных взаимоотношений разнообразных агентов социального мира.

Проблематизация самой идеи (концепта) истории искусств, актуализация оснований (условий), согласно которым данный концепт задается в каждом отдельно взятом историческом периоде – является основной задачей данного курса.

Курс рассматривает систему искусства в перспективе мировоззренческой парадигмы определенного исторического периода. Этот ракурс даст возможность понять, как меняется местоположение агентов арт-поля: автора, художника, критика, заказчика, коллекционера и потребителя искусства. В наши задачи входит познакомить учащихся с основными концептуальными контекстами, определяющими современное понимание, восприятие и толкование искусства и его функционирования в социуме.

Основные вопросы курса: Как менялись роли автор, зрителя, художника? Что влияло (влияет) на данное изменение? Кто формирует заказ на искусство? Кто такой критик искусства? Как менялась сама (эстетическая) форма и способы репрезентации произведения искусства в разных исторических периодах? Смена топосов восприятия произведения искусства (пространственно – производственный вопрос): от собора, студиолы, манускрипта к музею, галереи и салону, «белому кубу» и т.д. Произведения искусства и товарно-денежные отношения: искусство модернизма и далее.