Театр и новые медиа
Режиссерка, кураторка
Театр и новые медиа. От авангарда к digital theatre

Поле исполнительских (театральных) искусств сегодня включает в себя различные практики, основанные на цифровых технологиях, которые исполняют в современном театральном спектакле (представлении) различные функции. Самое распространенное и известное их использование — создание декорационного оформления, когда новые медиа, скорее, апроприируются традиционной театральной парадигмой. Другой полюс использования цифровых технологий представляет собой тотальное их внедрение в природу театрального представления, что привело к появлению новых тем и героев, а также возникновению новых жанров — перформативной прогулки, мультимедийной инсталляции, net-театра, киберформанса и др.

В рамках курса будет дан краткий обзор имен и фактов из истории театра 20 века, которые кардинальным образом повлияли на трансформацию понятия театра и внедрения в его природу новых медиа. На примере А. Жарри, С. Эйзенштейна, Вс. Мейерхольда, А. Арто и др. мы поговорим о феномене авангарда в мировой культуре и театре и о его влиянии на современные художественные процессы. Вторая половина 20 века связана с понятиями перформативного поворота (Э. Фишер-Лихте, Р. Шехнер) и постдраматического театра (Х.-Т. Леман). В завершении курса будут описаны отдельные новые жанры, которые стали результатом внедрения новых технологий, а также проанализированы эти изменения в контексте их политического значения, когда пространство искусства представляется как поле борьбы за власть и капитал (А. Вуянович). Из этой перспективы использование цифровых технологий в театре не просто расширяет инструментарий художника, но является его или ее реакцией на движение капитала и новую расстановку политических сил.

Важным аспектом курса является его западная де-центричность. Несмотря на то, что основной массив информации и фактов взяты из западного театрального нарратива, мы поговорим об особенностях беларусского поля в контексте понятий «центр» и «периферия». Существовала ли беларусская версия авангарда? Что происходило в БССР, когда в Западной Европе внедрялись перформативные практики? Что происходит сейчас? Можно ли говорить о синхронности? Синхронности с чем и кем? И насколько нужно в принципе ее ожидать?
Для ознакомления