Сигналы из шума. Признаки аналитической культуры в практиках современного искусства
Фотограф, куратор

Авторская мастерская Алексея Шинкаренко предлагает поразмышлять над поставленными в эссе вопросами, одновременно осваивая методики визуализации данных.

Сигнал 1. Отставание и разрыв.


Событие никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся и языки умолкнут.


IT отрасль в нашей стране сложилась как «тропические джунгли» Анри Руссо, в которых пестрота красок становится камуфляжем истории о нападении. На поверхности сложившегося из ярких красок квазимира появляются неброские следы тревоги. Вы не ощущаете существующий в IT невроз отставания? Технологические звезды зажигаются и гаснут, а свет этих явлений доходит до нас с большим запозданием.
Думаю, эта гипотеза отзовется у тех из вас, кто хочет разобраться, как работать в этом новом типе времени, в котором технология, как новость – устаревает, не успев еще сформироваться. Это тип времени, который движется нелинейно. Что-то происходит. Где? С кем? Не у нас и не с нами, наша роль – адаптироваться к произошедшему.

Лидеры рынка предлагают лечение, подмену тревожных ощущений от процессов порождением слов для ротации в медиа. В качестве лекарств могут прописать Big Data, Deep Learning, AI, и др. Возможно ли создать альтернативу этим лекарственным средствам, обратившись к искусству? Может ли нам помочь в поисках причин происходящего внимательное изучение разрывов технологий, науки и бизнеса с искусством. Проблемы этих отраслей становятся видимыми, если синхронизировать их время с настоящим моментом, как его интерпретирует современное искусство, где все события уже были и в то же время не перестают быть. Произошедшее и удерживающееся в знаках и словах атакуется через художественные практики. А художники, как жители тропического леса, постоянно изобретают способы разоблачить это состояние мира, зажатого в наши представления о нем, оказываясь то в роли нападающего хищника, то его жертвы.


Сигнал 2. Истина в данных.

Вера в данные – великое приобретение человеческой цивилизации.


Человек использует сходство чисел (абстрактного представления событий), игнорируя несущественный, по его представлению, контекст. Обнаруживает сходство и легко соглашается, что хронологии нужно доверять. Это значит, что события повторяются, что в действиях есть инерция и что будущее – это продукт модифицированного прошлого. Углубляясь в исследование проблемы восприятия человеком хронологических данных, мы можем заметить множество сходств с первобытным мышлением, сходства восприятия современного человека с восприятием "дикого человека". Если у "дикого", мистическое сознание и закон партиципации был обусловлен отсутствием логического мышления, сформированного языком, то тот же язык возвращает человека современного к первобытному мышлению, возрождая тотемические состояния, в котором тотемом становятся данные. То, что когда-то было следствием малого количества информации, сейчас результат натиска и переизбытка информации. Перегрузка -важная причина утраты аналитической чувствительности и погружения человека в потоки шума происходящей "цифровой трансформации".

Человек в своих научных исследованиях полагается на взаимодействие с реальностью через созданную модель. Посмотрим на то, как ее моделирует фотография и подумаем о том, что нам помогает увидеть сходство этого метода с визуализацией данных. Если изображение создается из данных как фотография из фотонов света, то, чтобы увидеть вещь в изображении, нам нужно прежде всего поверить в возможность эквивалентного перевода. Мы также чувствуем то, что данные хотят, чтобы их изобразили, как и то, что вещь хочет быть сфотографированной. Означает ли это, что они «хотят раскрыть свой смысл и желание отразиться»

Человек нашел себе молчаливого и сговорчивого посредника для «производства согласия». Люди принимают новые правила социальной игры и приносят свою дань, цифровые свидетельства себя в систему общественного хранилища данных. Чем больше система будет обволакивать человека, мотивировать производить данные, верить в них, тем в большей зависимости он будет от них. Системе нужна малость – наша вера и согласие.